27 января 2012 г.

Гобелен – не только для богинь!

На выставке «Формула Рукоделия» на стенде нашей редакции прошло несколько встреч с авторами книг по рукоделию. Например, нам удалось побеседовать с Ириной Дворкиной, автором известных книг «Гобелен за десять вечеров» и «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый». Более 25 лет она занимается ткачеством и росписью тканей.

Гобелен –  не только  для богинь!

ФР:
Как началось издание книг, что подтолкнуло вас к этой тематике?


Подтолкнула работа преподавателем курсов гобелена и батика. Гобеленом я увлеклась в начале 80-х. Были роскошные выставки, особенно когда в них принимали участие прибалтийские художники. В то время я училась в студии художника-монументалиста Т. Крыловой и считала, что гобелен – занятие для богинь, но потом одна девушка в студии скопировала в музее коптскую ткань и соткала ее. Я подумала: если она может, то почему бы и мне не попробовать? И соткала первый гобеленчик. Позднее закончила двухгодичные курсы по гобелену, потом по батику. Материалы для ткачества тогда было непросто найти. Помню, как добывала черную пряжу, распуская носки, а цветную – из тесьмы.

Работая художником-оформителем, я организовала студию. Но заставлять взрослых людей ткать под моим присмотром смысла не было. Занятия дополняла лекциями по истории гобеленов и ковров, на слайдах показывала, как применяют художники ткацкие приемы. За 12 лет преподавания материал сложился в уникальную обширную программу (намного большую, чем дают текстильные вузы).

От избытка информации появилась идея сделать такую книгу по гобелену, о которой я мечтала, когда училась. Предложить ее можно было только в издательство «Легкая промышленность». Я принесла редактору идею и ворох изделий. После долгих размышлений (нужна ли такая тема) издательство решилось заключить договор. Пока я два года писала книгу, издательство «сошло на нет». Потом рукопись лежала семь лет в «Мире». И когда мне в очередном издательстве предложили сделать небольшой, очень популярный вариант, я написала «Гобелен за десять вечеров». Эта книга вышла уже в четвертом по счету издательстве и вошла в список 100 лучших книг России 1998 г.

ФР: Соткать гобелен за 10 вечеров – это реально?

Конечно, речь идет о мини-гобелене. И это вполне реальный срок для овладения приемами ткачества. Другое дело – добиться хорошего качества, здесь уже нужно время. Тогда у нас не издавали книг с пошаговыми описаниями и фотографиями. Я построила свой «самоучитель» и вовсе необычно. Все техники распределены на 10 глав. Вместе с читателем мы постепенно ткем мини-гобелен, двигаясь от простых приемов к более сложным. Каждый вечер заканчивается «сказкой на ночь» – иллюстрированным рассказом об одном из видов шпалер. Во второй части книги показаны тканые изделия и гобелены. Но мне хочется, чтобы читатели, получив практические навыки, не копировали мои образцы, а работали творчески.

ФР: Что служило источником информации?

Информацию собираю всю жизнь по крупицам, разбросанным в современной, зарубежной и даже старинной литературе. Переписывалась с зарубежными художниками, приславшими мне слайды для книги. Изучала технику ткачества и тканые изделия на выставках и в музеях, на фабриках и в мастерских. А главным был мой собственный опыт – пропускала все «через себя». За годы преподавания у меня собралось более 3 тысяч слайдов. Сколько фотографий теперь – уже невозможно сосчитать.

«МНЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛИ, ПОЛУЧИВ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, НЕ КОПИРОВАЛИ МОИ ОБРАЗЦЫ, А РАБОТАЛИ ТВОРЧЕСКИ»

ФР: Расскажите о другой вашей книге – о «Батике».

Можно сказать, эта книга родилась случайно. В одном издательстве мне предложили написать книгу по гобелену, но в то время готовился к изданию «Гобелен за десять вечеров», и я сказала: «Зачем вам конкурировать, давайте сделаем книгу по батику». В батик невозможно не влюбиться, но в отличие от гобелена он слишком беззащитен перед временем.

В том издательстве книга так и не вышла, а для следующего я уже сама сделала макет. Это был «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый» (2000, 2002). Столкнувшись со своеобразным отношением издательств к книгам авторов, я поняла – если хочу, чтобы они получались такими, какими были задуманы, – надо делать все самой. Пришлось углубиться в тонкости издательских профессий. Переиздание «Гобелена» в 2006 г. и дополненный «Батик» в 2008 г. делала уже целиком сама (изделия, фото, рисунки, текст, верстка, дизайн книги, работа с типографией). И фотографию, и всю работу по созданию книги я люблю не меньше того, о чем пишу. Для книг стараюсь делать не просто фото вещи, а вложить сюжет, символику. Например, кто-то увидит в иллюстрации просто салфетку, а кто-то – трагедию жизни. Я называю такую книгу авторской. И это оптимальный путь для создания уникальной книги.

Чтобы рассказывать читателям о книгах, иметь обратную связь, я занялась созданием сайта. И снова увлеклась – дизайном сайтов. Настолько, что решила обобщить свой опыт в книге «Делаем сайт вместе. Самоучитель для лентяев» (2007). Зная, что мужчины недоверчиво относятся к компьютерным книгам, написанным женщинами, выпустила ее под «бесполым» псевдонимом – И. Белых. Осваивать Интернет я начала после того, как обнаружила, что мои фото из книг разошлись по всему Интернету без подписи. Раньше я думала – зачем мне Интернет, рукодельниц там нету… Оказалось, что есть!

ФР: А над чем вы сейчас работаете?

Продолжаю работу над той, первой книгой по ткачеству. Чем больше проходит времени, тем полнее, интереснее и толще она становится.
Как и прежние книги, она написана популярно и богато иллюстрирована. Публикую статьи в журнале «Деко» и с 2008 г. веду свой блог, посвященный текстилю. Даю фоторепортажи с выставок, рассказываю о художниках. Планирую участвовать в весенней «Формуле Рукоделия», так что до встречи на выставке!

С книгами Ирины Дворкиной, ее работами вы можете познакомиться на сайте автора: www.irinadvorkina.ru . А напрямую пообщаться с этим замечательным мастером можно в ее блоге: irinadvorkina.livejournal.com

Ольга Деопик, редактор: «В свое время «Гобелен за 10 вечеров» был одной из моих любимых рукодельных книжек. Искусство гобелена – это увлекательно и очень красиво, а благодаря подробным инструкциям гобелен за 10 вечеров у меня действительно получился. Точнее, за 8 – под конец ждать следующего вечера просто не хватало терпения!»

1 комментарий:

  1. Спасибо за возможность познакомиться с таким творчески-разноплановым человек! Очень интересное интервью! Ирина действительно заражает своим энтузиазмом!

    ОтветитьУдалить