28 марта 2011 г.

По следам Микеланджело: роспись Сикстинской капеллы крестиком!

Сикстинская капелла, главная резиденция римских понтификов, в которой проводились выборы пап, по сей день является одним из самых посещаемых туристами итальянских достопримечательностей. Люди со всего света стремятся сюда, чтобы увидеть это грандиознейшее и красивейшее сооружение эпохи Ренессанса.

Как известно, в начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали знаменитейшие Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. В самом верху были расположены портреты Пап, а свод оставался пустым.
В начале 1508 года заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы получил великий Микеланджело Буонарроти. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около шестисот квадратных метров! Да еще не на стене, а на потолке. К тому же, здание находилось в аварийном состоянии. Микеланджело, обладавший минимальным опытом живописца, вынужден был работать, расположившись на шатких лесах на высоте 20 метров.
Лежа на лесах на спине, Буонарроти писал все сам, боясь что-либо доверить ученикам. Папа торопил его, но Микеланджело не допускал грозного заказчика в капеллу во время работы, а когда тот все же проникал под ее своды, сбрасывал с лесов, якобы нечаянно, доски. Объяснения же между ними были настолько бурными, что папа даже раз ударил его посохом. Работа была начата 10 мая 1508 г. и окончена 5 сентября 1512 г.
Наглядное представление о четырех годах почти сверхчеловеческого духовного и физического напряжения дают саркастические стихотворные строки самого Микеланджело:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Не так давно гениальная роспись Сикстинской капеллы была воспроизведена на полотне, представив собой вышитую уменьшенную копию знаменитой работы Микеланджело.
Уроженка канадского Ванкувера, Джоанна Лопяновски-Робертс (Joanna Lopianowski-Roberts) сейчас проживает в США и работает консультантом по программному обеспечению. Она вынуждена постоянно ездить в командировки, проводя немало часов в поездах и самолетах, поэтому увлеклась вышиванием, так как считает рукоделие, идеальным хобби для путешествий.
Вышив несколько работ по наборам, в 1995 году Джоанна захотела создать какой-то грандиозный проект по собственной схеме и стала выбирать подходящий сюжет. Перебрав несколько десятков вариантов, рукодельница увидела в теленовостях сюжет о восстановлении росписи Микеланджело в Сикстинской Капелле. Джоанна поняла, что именно этот шедевр и станет прообразом ее проекта. Раздобыв несколько книг с качественными репродукциями, она тут же приступила к созданию схемы. Основная сложность заключалась в том, что изображение с выгнутого потолка капеллы нужно было адаптировать для воспроизведения на плоскости схемы.

В общей сложности, Джоанна потратила на создание одной только схемы 718 часов. Еще 68 часов понадобилось для подбора ниток DMC.

Кстати, в работе пригодилась вся палитра мулине за исключением всего пяти цветов. А для получения оттенков часто использовалось смешение двух разных цветов, что в итоге привело к использованию в проекте 1206 цветовых комбинаций.

Огромный отрез канвы Aida №14 был поделен на 45 секций, которые поочередно заполнялись крестиком на протяжении восьми лет. Всего же на вышивку было затрачено 2872 часа и 669 моточков мулине. Лица рукодельница предпочла вышивать стежком «петит» (т.е. четвертинками крестиков) Она тщательно подсчитала, что выполнила 628296 стежков.

Джоанна Робертс обратилась в Книгу Рекордов Гиннеса для регистрации своей самой большой вышивки крестом в мире, а также издала книгу, чтобы и другие могли повторить ее труд.

Книга, названная «По следам Микеланджело: роспись Сикстинской капеллы крестиком» появилась в продаже на интернет-сайте 10 февраля 2006 года. В тот же день сама вышивка была выставлена на всеобщее обозрение на XVII выставке Needle Arts Exhibit в городе Остине, что в штате Техас. Книга со схемами и подробным описанием процесса тут же стала бестселлером.

Вышивку Сикстинской капеллы Джоанна Лопяновски-Робертс в настоящее время хранит у себя дома. И, несмотря на то, что очень гордится и дорожит своей работой, готова продать ее за хорошую цену. При этом мастерица утверждает, что получила такое удовольствие от своего эпического многолетнего труда, что готова еще раз отшить этот проект.

4 комментария:

  1. О! Спасибо за пост! Когда я в последний раз об этом читала, работа была ещё в процессе. Помню только, что её муж раз в две недели в одно и то же время фотографировал процесс :)))

    ОтветитьУдалить
  2. Потрясающе! У меня муж осенью вышил картину в 36000 крестиков и она мне казалась огромной! А тут целая капелла!

    ОтветитьУдалить